Пресс-центр
Министерство просвещения РФ представило новые проекты образовательных стандартов начального и основного общего образования.
Новшество представленных на обсуждение проектов стандартов — конкретизация образовательных результатов: подробно описывается, что должен уметь ученик по окончании того или иного класса. В предыдущей редакции стандарт () включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается, в каком классе — на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа.
«…школьные стандарты должны формировать функциональную грамотность — чтобы дети умели оценивать ситуацию и делать выводы…»
Ниже представлены некоторые выдержки из проекта ФГОС обязательных знаний, которыми должен обладать четвероклассник по завершении обучения в начальной школе по математике, русскому языку и окружающему миру.
По математике четвероклассник должен знать и уметь:
выполнять арифметические действия (вычитание, сложение, умножение, деление) с многозначными числами (в пределах 10 000);
вычислять значение числового выражения (со скобками/ без скобок) с многозначными числами;
решать и вычислять задачи с применением математических единиц и величин (миллиметр, сантиметр, грамм, килограмм, секунда, минута и др.);
решать текстовые задачи с использованием величин и их соотношения (к примеру, скорость, время, пройденная дистанция и др.);
решать практические задачи из повседневной жизни (на покупки, движение);
различать, называть геометрические фигуры и изображение их на плоскости;
различать изображения простейших фигур (куб, шар, цилиндр и др.).
По русскому языку четвероклассник должен знать и уметь:
правильно списывать и писать под диктовку текст объёмом не более 80 слов, подробное изложение (50–60 слов), соблюдая правила правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила;
производить разбор слов по составу и составлять схему строения слов;
строить устное высказывание (4–6 предложений), соблюдая нормы русского литературного языка;
определять тему и основную мысль текста, делить его на смысловые части и составлять план прочитанного текста;
устанавливать принадлежность слов к частям речи (существительное, глагол, местоимение и др.).
По окружающему миру четвероклассник должен знать и уметь:
рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых современниках, достопримечательностях столицы России и родного края;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на политической карте — субъекты Российской Федерации и города России; на исторической карте — места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (в том числе формы земной поверхности, равнины и горы России, крупнейшие реки и озера России; моря, омывающие ее берега, океаны; природные зоны России; материки; Солнце и планеты Солнечной системы) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
использовать различные источники для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
С более подробным текстом проектов ФГОС можно ознакомиться для начальной школы по ссылке и для основной школы по ссылке