Национальные исследования качества образования (НИКО) - общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора.

Оценка качества обучения, уровня подготовки школьников по разным предметам является неотъемлемой частью учебного процесса. В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны. Вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения поможет внешняя оценка – достаточно новое направление для российской системы образования. Одним из действенных инструментов оценки качества образования является Национальное исследование качества образования, предусматривающее проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год. Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого исследования.

При проведении НИКО могут применяться технологии, основанные на использовании как машиночитаемых бланков ответов, так и компьютерное тестирование. Каждое исследование имеет свои цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и предполагает сбор и анализ широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.

Процедура исследования включает в себя написание диагностической работы, а также анкетирование участников, их учителей и организаторов. Выполнение работы занимает один-два урока, еще около 10 минут отводится для ответов на вопросы анкеты.

Задания в диагностической работе проверяют наиболее значимые аспекты содержания соответствующего предмета, важные с точки зрения общего развития ученика, использования полученных знаний на практике, а также продолжения обучения и составляются в формулировках, принятых в учебниках из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ для использования в школах. Содержание заданий работы определяется федеральными государственными образовательными стандартами.

Результаты участия в НИКО не влияют:

  • на получение аттестата

  • на перевод в следующий класс

  • на годовые отметки

После обработки результатов проводится их анализ, направленный на выяснение того, в какой степени школьники овладели различными знаниями и умениями в рамках изучаемого предмета; каковы характеристики групп участников с разным уровнем подготовки. Результаты участников сопоставляются с собранными данными о школе, учителях, интересах и увлечениях ребенка.

По итогам сбора и анализа широкого спектра контекстных данных готовятся рекомендации для системы образования и для родителей, как использовать полученные результаты для повышения качества образования.

Результаты исследований могут использоваться на разных уровнях системы образования в зависимости от их целей и задач:

ik_4.png
Общероссийский уровень
ik_5.png
Региональный уровень
ik_6.png
Школьный уровень
ik_7.png
Родители, школьники
ik_3.png
ik_4.png
  • оценка состояния системы общего образования и разработка мер по её совершенствованию
ik_5.png
  • диагностика качества образования
  • формирование региональных программ развития образования и повышения квалификации учителей
ik_6.png

  • совершенствование преподавания учебных дисциплин
  • повышение квалификации учителей
  • повышение информированности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников


ik_7.png

  • выявление склонностей, проблемных зон у ребёнка
  • принятие обоснованного решения о выборе образовательной траектории


фото руководителя
Бабкина
Татьяна Николаевна
Заместитель директора по оценке качества образования
телефон: +7 (3412) 797-714
e-mail: babkina.tn@obr18.ru
Отдел мониторинга и оценки качества образования
Автомонова Вера Валерьевна
ведущий специалист
телефон: +7 (3412) 797-714
e-mail: Avtomonova.vv@obr18.ru
Логинова Наталья Юрьевна
ведущий специалист
телефон: +7 (3412) 797-714
e-mail: loginova.nu@obr18.ru
Ежова Ольга Владимировна
специалист
телефон: +7 (3412) 338-301
e-mail: Ezhova.ov@obr18.ru
Клейменова Екатерина Григорьевна
специалист
телефон: +7 (3412) 797-714
e-mail: kleymenova.eg@obr18.ru